
Вторая Чувашская биеннале современного искусства, завершившаяся в Чебоксарах 10 августа, привлекла внимание более 10 тысяч человек. Авторы проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, предложили гостям по-новому взглянуть на понятие дома — от исторических корней до современных интерпретаций. «Дом о семи крыльях» («Çич çунатлă çурт») — поэтическая строка классика чувашской литературы Валема Ахуна, которая легла в основу названия биеннале. Этот художественный образ стал ключом к пониманию всей экспозиции, раздвигая границы привычного представления о жилище. Название отсылает к кочевым корням предков чувашей. Их домом была не статичная постройка, а переносная юрта — мобильная, эфемерная, но наполненная духом и смыслом. Она была не просто кровом, а центром жизни, частью приданого невесты и первым семейным гнездом.

Поэтическая метафора Ахуна раскрывается и с другой, сакральной стороны. Он отсылает к чувашским мифам, где золотая кукушка — это священная птица, символ неба и вселенского порядка. Таким образом, дом в этом понимании — это не просто строение, а мост между мирами: земным и небесным, повседневностью и вечностью. Он одновременно и хрупок, как птица, и вечен, как сама идея дома. Более 50 художников из разных регионов России визуализировали эти идеи. Творцы исследовали, что значит чувствовать себя дома в эпоху глобальных перемен. Они показывали, как домом может стать тело матери, виртуальное пространство компьютерной игры или даже узор на традиционном костюме.

По словам куратора Иры Конюховой, художники искали ответы на очень личные вопросы, которые, однако, оказываются близки и понятны каждому. «Мы говорим о том, что дорого и что чуждо: о семейных праздниках и распрях, о покинутых деревнях, родных панельных домах, цифровых убежищах, теле как главном и самом личном доме, о границах и их преодолении».
Важно, что биеннале не просто была посвящена культуре Чувашии, но и говорила на ее языке. Все описания работ были продублированы на чувашском, что стало мощным заявлением: национальный язык — это не архаичный экспонат, а живой инструмент для современного художественного высказывания.
Проект стал мостом между глубоко личным переживанием дома и универсальным поиском собственных корней, который сегодня волнует практически каждого. Это и есть главный итог: искусство помогло тысячам людей если не найти ответ, то хотя бы задуматься о том, где же их дом и что делает его настоящим.
Фото с события