Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
18 сентября 2024

Гость ПФКИ Константин Эрнст: Есть опасность, что ИИ может решить, что человечество ему больше не нужно

Глава Первого канала о применении искусственного интеллекта на ТВ, о съемках кино на Луне и о том, как ночные передачи спасают людей

В студии Президентского фонда культурных инициатив генеральный директор ПФКИ Роман Карманов и генеральный директор Первого канала Константин Эрнст поговорили о том, как искусственный интеллект все больше применяется в создании ТВ-шоу и о возможной угрозе «восстания машин». Также речь в студии зашла о съемках нового «Вызова» на Луне и в целом о новых технологиях в кинопроизводстве – с уходом Голливуда грядет приоритетное объединение стран СНГ с российской киноиндустрией. Ну и не могли не заострить внимание на ночных шоу главного канала страны – как оказалось, они не только дают пищу умам интеллектуалов, но и могут спасти жизнь человеку в буквальном смысле.

Роман Карманов: - Добрый день! Начнем с искусственного интелекта - эта тема в этом году приобрела новое звучание. В прошлом она больше носила характер опасений, а теперь - характер возможностей. И Первый канал в этом смысле находится на передовой. 


Константин Эрнст: - Что касается искусственного интеллекта, то раньше что-то менялось в течение года – отношение, восприятие и т.д. А теперь отношение к ИИ меняется и развивается каждые три месяца. Потому что он и сам развивается настолько быстро — это темпы нечеловеческого мозга. Это главная из сильных сторон – он думает и считает в миллионы раз быстрее человека. Но здесь важно не упустить из-за такой скорости главных смыслов и главных опасностей, потому что опасности никуда не делись, хотя и польза очень высока. 


Роман Карманов: - Как выглядит Ваша Эволюция взглядов на искусственный интеллект?

Константин Эрнст: - На самом деле я всегда с интересом к этому относился и понимал, что это инструменты и метод, который надо максимально использовать он открывает новые, ранее не существовавшие возможности. И развивая его надо точно понимать, что существует граница, которую пересекать не стоит, что существуют зоны, которые пока искусственному интеллекту не подвластны и возможно, никогда он их не осилит. Поэтому, мне кажется, что важнейший проблемой, которая перед нами стоит, - это необходимость всеобщих договоренностей о заключении некого глобального пакта между странами всего мира, как в свое время заключались законы о контроле над ядерным оружием, о границах и контроле над развитием искусственного интеллекта, потому что важно, чтобы интеллект в какой-то момент не решил, что человечество ему мешает и зачем оно ему нужно, и так всё хорошо. 


Роман Карманов: - Но для этого надо, чтобы человечество единогласно пришло к мнению, что это опасность. Пока же есть романтические элементы... 

Константин Эрнст: - Есть романтический взгляд, есть анархистские взгляды, но мне кажется, что если человечество не договорится, то могут включиться опасные эволюционные механизмы, которые неподвластны человечеству. И в какой-то момент уклониться будет уже нельзя. 

Роман Карманов: - Поговорим о кино. Мы находимся на международном культурном форуме и, как мне кажется, давление Голливуда несколько ослабло. Рынки и внимание аудитории захватывает корейское кино, дорамы и так далее. Мы видим, что и полюса потихоньку меняются. Какие шансы у нас есть сейчас в плане захвата внимания и влияния в части киноиндустрии. 


Константин Эрнст: - Россия сейчас находится в очень выгодном положении с точки зрения шансов развития собственного аудиовизуального контента. Все ожидали после ухода Голливуда краха прокатной системы, но этого не произошло. Мы в итоге даем все более лучшие результаты. Мы точно понимаем, что надо расширять объем производства кино для широких экранов. Это, не говоря о том, что сегодня мы сегодня производим сериалов по количеству никак не отстающим от запада. А качество и там, и там бывает разное. У нас есть блестящая возможность реализовать сейчас все свои идеи и амбиции. Уход голливудского кино, в первую очередь, создал потребность в большом количестве киноспециалистов, который сейчас, конечно, не хватает. Но потребность формирует возможность иметь их много.

Кроме этого, у нас действительно продвинулось сценарное и операторское мастерство. Я был на открытии учебного года во ВГИКе и выяснилось, что в операторской мастерской 60% девочек. Я спросил у мастера, чем это объясняется? Он сказал, что у девчонок лучше ЕГЭ и за счёт практики в регулярном использование смартфонов в качестве телекамеры и фотоаппарата, они самостоятельно обучаются композиции в решении кадра. Вот поэтому девушек-кинооператоров становится все больше. Поэтому у русского большие перспективы. Я думаю, что объединение стран СНГ с российским кинематографом будет у всех в приоритете. Потому что отдельно у бывших республик Советского Союза шансов на создание прокатного кино не существует - аудитория слишком мала. А вот вернуться к объединению и созданию фильмов для аудитории бывшего СССР, мне кажется, большая перспектива. Она учтёт и национальные интересы этих республик, и даст возможность экономически существовать этому продукту. Мы уже работаем с Казахстаном активно в этом направлении. Будем работать ещё с 2-3 республиками в ближайшее время. 


Что касается расширения сотрудничества со странами БРИКС, оно очевидно. В Москве две недели назад проходило большое мероприятие с приездом продюсеров и авторов из дружественных стран. Мы продемонстрировали возможности Москвы, как мегаполиса для съёмок. Это новая натурная площадка для кино и рибейт, который Москва готова платить всем, кто снимает кино на территории города. 


Роман Карманов: - Та диспозиция, в которой сейчас находится в соотношении интернета и телевидения, про нее несколько лет назад говорили, мол, скоро никакого телевидения не будет. И тут вдруг мы включаем Первый канал и видим там рекламу киноплатформы, которая рекламируется для того, чтобы приобрести аудиторию. 


Константин Эрнст: - Так мы спокойно обмениваемся нашими сериалами с платформами. И выясняется, что аудитория плохо пересекается. Например, есть люди, которые склонны смотреть по шесть серий в день, они будут смотреть это в Интернете. А есть те, которые готовы в рамках своего расписания, выделять на просмотр сериалов 1 час в день - они предпочтут смотреть их по телевизору. Знаете, уже это говорили – мол, кино закроет театры, ТВ убьет кино, а интернет телевидение. А в итоге - всё неплохо сосуществует и Интернет не отменит телевидение. Он его изменил только в одном - теперь для ТВ не столь важна сетка, потому что люди могут сделать себе отложенный просмотр на тогда, когда им удобно. То есть телевидение на данный момент - это контентная команда в Интернете. И там кроме нас пока нет таких структур, которые готовы в таком объёме и в таком качестве производить контент. Поэтому в этом плане ТВ по-прежнему выигрывает Интернет. 


Роман Карманов: - Ну вот у меня есть такая счастливая возможность спросить у вас о «Подкаст.Лаб». Что это - смелый эксперимент, гипотеза, которую вы подтверждаете где-то? И если да, то в чём она подтвердилась? 


Справка ПФКИ: Подкаст.Лаб – это интеллектуальные дискуссии после полуночи с экспертами и актуальными спикерами в эфире Первого канала, а также на сайте 1tv.ru. Самые яркие представители шоу-бизнеса, психологи, маркетологи, музыканты и актеры, и даже космонавты! Ведущие и гости: Антон Силуанов, Владимир Машков, Юлия Рутберг, Владимир Легойда, Дмитрий Бак, Лариса Гузеева, Татьяна Геворкян, Антон Шкаплеров, Михаил Ханов, Светлана Драган, Татьяна Толстая, Илья Авербух, Константин Михайлов, Дмитрий Дибров, Алексей Варламов, Наталья Лосева, Михаил Хорс, Тутта Ларсен, Арина Холина, Валерий Сюткин, Игорь Бутман, Евгений Гришковец и другие.

Константин Эрнст: - Наш монопольный официальный продавец рекламы в какой-то момент объявил, что реклама ночью на каналах не продаётся реклама. Желающих нет и все такое. Засчет проекта «Подкаст. Лаб» мы через полгода после запуска вернули рекламу туда, появились рекламодатели, понимающие, что там сепарируется определённая аудитория, которая их может интересовать. «Подкаст.Лаб» в значительной степени - это попытка разговора с более образованной, более подготовленной и зачастую гораздо более поздно ложащийся аудиторией, которая встает позже, потому что их работа связана либо со свободным графиком, либо с более поздним приходом на работу. И кроме этого, на меня всегда производил впечатление случай с моим одним товарищем, который был в очень тяжёлом состоянии и готов был покончить с собой - он почему-то включил телевизор, где в этот момент два умных человека разговаривали друг с другом. Он заслушался и начал внутренне спорить с одним из них. В общем суицидальное настроение у него прошло. И поэтому, когда человек просыпается, можно включить телевизор и увидеть умных, симпатичных людей, которые тоже не спят и разговаривают об интересном. 


Роман Карманов: - Я готов это подтвердить! Действительно деятели культуры, которые оказывается не спят в 2 часа ночи, они поголовно смотрят эфир, постоянно делятся им. Шоу «Фантастика» - на сколько лет опередил своё время этот проект? 


Справка ПФКИ: Фантастика - виртуально-музыкальный на Первом канале. Перед зрителями и членами жюри выступают 12 участников-знаменитостей, а их личности спрятаны за созданным с помощью компьютерной графики героем. Каждый выпуск судьи рассекречивают артистов. Победителем объявляется того, кого так и не смогли угадать члены жюри. Особенность телепроекта — звёзды шоу-бизнеса соревнуются с исполнителями, которые ещё не знакомы массовой аудитории.


Константин Эрнст: - Мотив создания шоу был один- - надо было собрать большую группу людей, которых я хотел заставить активно заниматься разными вещами, связанными с нейронными сетями, с дипфейками, с новыми разработками. А так как творческие люди всегда ссылаются на то, что это не готово, ещё не придумано и «дайте нам ещё две недели», то я поставил дедлайн до эфирного выпуска. Пусть это будет еженедельный проект, под который надо будет успевать всё делать Это наша лаборатория новых технологий, потому что в результате из работы над гшоу вышло уже много проектов, которые скоро появятся, а у нас в эфире. Мы с Газпром-медиа, взяв за основу очень популярной детский радиоформат «Хрум», мы при помощи команды «Фантастики» делаем 26-минутные выпуски этого «Хрума» не только в формате радио, но и в визуальном воплощении. 

Роман Карманов: - А как вы фиксируете интерес аудитории к шоу? 


Константин Эрнст: - Могу сказать, что для первого сезона пожилая аудитория среагировала на него неофобски, а молодая аудитория - всей душой. У меня много маленьких детей - они просто фанаты шоу, они знают абсолютно всех героев и спрашивают, кто будет следующий. Я думаю, что новое откликается быстрее в душе молодых людей, чем ы душе людей взрослых и пожилых. В новом сезоне, который начнётся в конце этого года, я думаю, что и пожилая аудитория подключится. Мы для них специально приготовили несколько аватаров в их стиле. 


Роман Карманов: - Неужели Магомаева? То есть, вы проходите все стадии – отрицание, принятие и далее к восторгу. 

Константин Эрнст: - Будем надеяться!

Роман Карманов: - Не могу не спросить про фильм «Вызов» - он собрал больше 2 млрд рублей…

Константин Эрнст: - Обратите внимание, который вышел не на Новый год, а в конце апреле… 

Роман Карманов: - Не знаю, насколько важны именно деньги здесь…

Константин Эрнст: - Деньги, в данном случае, это критерий популярности! Могу сказать, что существующая система медиа исследований на телевидении и в Интернете – фальшивая и не соответствует реальности. Поэтому и рекламодатели, и власть, и люди, которые следят за развитием этого вида человеческой деятельности, не получают объективной информации. В значительной степени Интернет скрывает это, потому что никому не хочется, если результаты не очень хорошие, об этом сообщать. Во-вторых, в Интернете это очень легко фальсифицировать. На телевидение система «пиплметр» давно устарела. Это где надо какому-то члену семьи, если он вышел попить воды, отключаться. Никто этого делать не будет, поэтому все враньё. Во всем мире есть такой кризис и системы оценки ТВ рейтингов из него пока не вышли, потому что основные игроки боятся увидеть правду. Довольно легко создать эти объективные исследования, например, записать в трансляцию каналов звук, который отмечается не человеческим ухом, а смартфоном, если в нём загружена программа. Берётся определённое количество пользователей, которым передаётся бесплатный смартфон, который не записывает их телефоны, но записывает не неслышимые уху сигналы телевизионных каналов. Причем не только когда вы смотрите телевизор, а в том контенте, который вы смотрите в Интернете или который отложен. Это абсолютно реально - технология уже существует. Но индустрия не хочет принимать эту технологию - боятся, что результаты окажутся совершенно другими. 


Роман Карманов: - Но это же может быть независимое исследование, которое можно будет вопреки их желанию реализовать. 


Константин Эрнст: - У этих исследований очень много противников - влиятельных людей в индустрии, которые просто не хотят новых исследований. 


Роман Карманов: - Всё-таки фильм «Вызов», на что он повлиял в индустрии, в мировоззрении? 

Константин Эрнст: - В нашем зале, где проходят летучки, н стене написан лозунг «Невозможно — это то, чего вы плохо захотели». Мне кажется, что вызов в первую очередь демонстрирует то, что если ты хочешь что-то очень сильно, то это реализуется. Пусть даже должно пройти 20 лет после того, как я начал прилагать усилия. 

Роман Карманов: - Отлично, сейчас был ответ для того, чтобы завершить интервью, но у меня есть ещё один вопрос, который касается музыки. Радиостанция «Гордость», которая является первым патриотическим радио в стране, – там в эфире «Любэ», Газманов, Шаман и много-много молодых артистов - опубликовала первые рейтинги. Так ядро составляет аудитория 24-30 лет, то есть это молодые люди, которые очень хотят слушать эту музыку. 


Константин Эрнст: - Могу сказать, что в своё время «Фабрика звезд» появилась в ответ на то, что было уже невозможно смотреть на тех замечательных артистов, которые к этому времени уже лет 30 оккупировали советскую и российскую эстраду. Да, они замечательные и талантливые люди, но просто невозможно смотреть на одних и тех же людей столько лет. Поэтому «Фабрика» в значительной степени была попыткой заменить часть этого рынка, предложить новых исполнителей, и получилось. Сейчас мы вместе с очень талантливым музыкальным продюсером Юрием Бардашем запускаем новый проект, который связан с авторами. Мы в течение нескольких месяцев приглашали людей присылать свои песни. Прислали около 10 тысяч человек. Из них мы отобрали около 700, потом из этих отобрали 60. Так вот Юра на глазах зрителей будет доводить эту музыкальную продукцию до того качества, которое хорошо для аудитории. Это абсолютно новые авторы, живущие сейчас, чувствующие время. Бардаш очень хорошо чувствует время и он точно понимает, через кого оно идёт. Я думаю, что в значительной степени мы обновим музыкальный рынок, появятся новые популярные авторы, новые песни. Вообще сейчас время больших изменений и обновлений в музыке, в кино, в дизайне - да во всём! Всегда тяжёлое кризисное драматическое время надо использовать для позитивных изменений. 


Роман Карманов: - Как я знаю, что идея снять фильма «Вызов» родилась больше 20 лет назад и была вот недавно реализована. Есть еще какая-то мечта, которая может быть реализована, благодаря технологиям, которые ещё пока не существует? 


Константин Эрнст: - Мечт существует миллион! А что касается «Вызова», мы недавно обсуждали его продолжение под названием «Вызов. Лунная экспедиция». Мы, таким образом, хотим катализировать процесс того, что Роскосмос наконец-то отправят российского космонавта на Луну. 


Роман Карманов: - Теперь смотри пункт «Фантастика» - еженедельная съемка! Спасибо большое!


Константин Эрнст: - Спасибо!

Посмотреть интервью можно на канале ПФКИ: https://rutube.ru/video/0084771d844c2c66b898b0a2e474bf1a/

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: