Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
15 августа 2021
0 просмотров

Худрук Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин: «Опасение быть непонятым в творческом конкурсе – ложный страх»

АВТОР СТАТЬИ

Герман Татьяна Александровна

Иван Рудин – эксперт Президентского фонда культурных инициатив, пианист и талантливый дирижер Московского государственного симфонического оркестра, не боится пробовать себя в новых проектах. Его творческий «стартап», как сказали бы сейчас, – фестиваль с двадцатилетней историей «ArsLonga» – появился из дерзкой задумки студента консерватории, а серия симфонических сказок воплотила мечту о том, чтобы дети всех возрастов полюбили классическую музыку.


О шансе творчески заявить о себе и преодолении страха быть непонятым


– Иван Александрович, итоги заявочной кампании грантового конкурса такие: 12 460 проектов из 83 регионов страны оформлены и поданы. Это много. И, я думаю, их было бы еще больше, если бы творческие люди со всей страны не сомневались в себе, а направили заявки на конкурс…

– Действительно, конкурс – это отчасти история о смелости творческого человека, его возможности заявить о себе. Помните, как в известном латинском изречении: дорогу осилит идущий? Так вот это и есть тот самый первый шаг, сделать который важно решительно. Риска в этом действии нет, даже в случае неудачи. Смотреть на участие в нем нужно как на шанс проверить, насколько удачно сложилась в голове концепция проекта.


– И еще в том, насколько эту концепцию получилось доходчиво изложить…

– Думаю, это сложное задание для творческих людей – описать идею словами. Но все же это важный навык, и его нужно культивировать. Опасения быть непонятым в этом случае ложные. Я не помню проектов, аналогичных конкурсу Президентского фонда культурных инициатив, реализованных на государственном уровне в европейских странах. Важно, чтобы на это обратили внимание творческие люди, протянули руку, приложили небольшое усилие – создали свой проект, описали его.




– Экспертная работа – это сложно? Вы так часто становились музыкальным арбитром, судьей в творческих конкурсах, что, мне кажется, уже должен если не сформироваться, то по крайней мере, получить яркое выражение метод оценки творческих работ? Я права?

– Я бы не стал сравнивать экспертную работу в Фонде с музыкальным конкурсом профессионалов. Быть в жюри такого состязания – это сложно, и честно говоря, с большим элементом субъективного. На музыкальном конкурсе решается судьба человека, на кону – его достижения как профессионала, как исполнителя. В Фонде – немного другая история. У нас получилось сформировать «перила», «каркас», 10 оценочных критериев, которые помогут ответить на вопрос «Как оценить проект?». Есть балльная система. Эксперт в этом случае может выбрать лишь «оттенок» для оценки. Фонд создал прозрачный механизм, при котором оценивающему проект будет сложно сказать «черное», если перед ним «белое», и наоборот. Это сразу бросится в глаза коллегам и полностью исключит фактор «пристрастности».


– А как эксперту сохранить объективность при оценке проектов?

– Стараться абстрагироваться от мыслей, что какие-то из проектов могут быть тебе заочно знакомы. Вырабатывать внутреннюю интуицию, «прощупывать» проект от и до, «изнутри», пытаясь разобраться, насколько планы автора, прописанные в одной части заявки, сочетаются с механикой, прописанной в другой. Если в каждой из них есть логика, если есть люди, готовые поддерживать проект, это говорит о многом.


– А вот в регионах, например, беспокоятся, что все призы заберет себе столица, и конкуренции с проектами из Москвы и Петербурга проектам из глубинки не выдержать…

– А я готов подтвердить: «маятник» оценки действительно способен «перевесить». Но, по моему убеждению, все-таки наоборот – в сторону региональных проектов. Я бы больше беспокоился за Москву (смеется). Разве есть смысл проводить все крупные фестивали в столице? Это и без того город уникальных возможностей, где сосредоточено огромное количество культурных событий. Регионам важно помочь. Если проекты будут похожими, равнозначными по силе, убедительности, но при этом конкурирующими – мой выбор в пользу региона.





Вам ближе проекты, связанные с классической музыкой, или шанс получить от вас высокий балл есть, к примеру, у идей с андеграундным звучанием?

– Я часто поддерживал проекты, связанные с рок-музыкой. Потому что знаю: важно, чтобы творческая идея была понятно описана, имела ясную цель, возможно – опыт реализации ранее. И если эти простые требования соблюдаются, то почему бы мне, музыканту из сферы академической музыки, не поддержать коллег из другого «цеха», когда то, что они делают – прекрасно?





Заявочная кампания конкурса показала: во многих регионах готовы идти на многое в творческом плане, чтобы организовать фестивали, способные со временем стать визитными карточками территорий, городов. У вас подобный опыт был: 20 лет назад «ArsLonga», курируемый вами фестиваль, «вырос» из дерзкой студенческой идеи…

– Фестиваль был даже не студенческой задумкой: я к тому моменту только окончил школу. Сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию, а на первом курсе решил воплотить мечту в жизнь. Честно: не знал ту воду, в которую вхожу. Представьте: 2000-й год, в стране не происходит ровным счетом ничего, ни одного действующего фестиваля, по сути. Творческое сообщество явно демонстрировало: к идее они относятся с недоверием. Но часть старших коллег, многие уважаемые деятели культуры и искусства, меня поддержали, поверив, возможно, моей уверенности в себе. Когда начинали фестиваль, не хватало денег для того, чтобы заплатить за аренду зала для закрытия. Но кто не рискует – не пьет шампанского. Внезапно появился частный спонсор… Я это к чему: двадцать лет назад все было иначе. Конкурс Президентского фонда культурных инициатив позволяет пойти по более простому пути.


– Каким будет ХХI Фестиваль «ArsLonga»?

– Программа начинается 7 октября, а завершение фестиваля запланировано на 14 ноября. Мы проведем Чайковский марафон в Зарядье – по аналогии с тем, что был в прошлом году, посвященный 250-летию со дня рождения Бетховена. В этом году фестиваль начнем с региональной программы, в Симферополе. Дарья Мороз и Московский государственный симфонический оркестр по мотивам «Сказок 1001 ночи» «прочтут» – и актерски, и музыкально, сыграв одноименную сюиту Н.А. Шостаковича, симфоническую сказку «Шехеразада». После в рамках фестивальной программы выступим на площадке проекта «Арт-кластер «Таврида» в Судаке. А в ноябре, как я уже говорил, зову всех на закрытие фестиваля – Чайковский марафон. Сыграем все концерты с оркестром с участием известных солистов – Константина Емельянова, Филиппа Копачевского, Юрия Фаворина, Нарека Ахназаряна и других.

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: