Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
15 июня 2023
0 просмотров

«Культурное поколение: как искусство формирует личность?»: сессия ПМЭФ собрала экспертов из трех стран мира

АВТОР СТАТЬИ

Герман Татьяна Александровна

Роман Карманов стал модератором сессии. Образование в сфере культуры обсудили в контексте продолжающегося в стране Года педагога и наставника.

 

Культура страны на протяжении многих веков является маркером, характеризующим состояние общества. В последние полтора года она стала целью, в которую вместе с экономикой «метят» люди, стремящиеся изолировать Россию из мировой жизни. Отменить русскую культуру – заведомо провальная задача, единогласно отметили участники круглого стола.  Прежде всего потому, что российское культурное наследие – самобытное, многообразное – является бесспорным базисом, неотъемлемой частью мировой культуры. Усвоить то, что было сделано предшественниками, и идти по пути культурного развития – одна из первостепенных задач, стоящих перед всеми институциями страны в рамках воспитательного процесса личности. Дискуссия на эту тему получилась яркой, модерировал беседу генеральный директор ПФКИ Роман Карманов.



 

Валерий Фадеев, советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, выступая на сессии, отметил, что к образованию в сфере культуры и искусства на каждом из уровней нужно подходить с высокой серьезностью: «Любая учеба требует труда, умения и усердия. Когда мы учим детей искусству, мы их развлекаем, пытаемся на простом уровне познакомить их с шедеврами культуры. Мы не добиваемся от себя и детей достойной умственной работы, когда речь идет об изучении искусства. А наука, искусство и религия должны стать краеугольным камнем системы образования. Искусству нужно учить по-настоящему, серьезно. Почему теорема Пифагора важна, а симфония Бетховена не важна? Давайте задумаемся над этим вопросом».



 

Александр Журавский, заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам отметил: «Санкционный удар был двунаправленным. Мы воспринимали культуру как сервисную, дополнительную функцию, услугу государства, право, которые предоставляет государство своим гражданам. Это не так: и было, и оказалось. Культура – зона, стратегическая для уязвления. Удар по ней равнозначен удару экономическими санкциями. Причем, удар спланированный, по цивилизационному коду страны, которая обладает культурным наследием, влияющим на молодых людей во всем мире. Попытка отменить культуру означает, что люди, принимавшие эти решения, готовились к ним, знали, куда бить, ставили культуру как приоритетную цель влияния».

 

Спикер отметил, что искусство формирует личность, и необходимо правильно задать вектор этому влиянию: сделать так, чтобы русскую культуру молодёжь знала и любила. Александр Журавский добавил, что важно предоставить российской молодежи возможности для своей реализации. Они уже есть – это «Таврида», Университет креативных индустрий, открывающиеся кружки с культурной направленностью в школах. «Есть большое количество наставнических проектов, которые реализуются деятелями культуры, которые берут на себя миссию учителей, тратят свое время на других. Примеры – школа Олега Павловича Табакова, конкурс «Автора!» Игоря Матвиенко, благодаря которому в стране появляются новые композиторы, авторы», – заключил спикер, добавив, что Президентский фонд культурных инициатив – институт развития, который может продюсировать такие проекты.



 

Светлана Орлова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации – одна из инициаторов проведения круглого стола. Она также отметила, что санкции – это возможности. «Талантливый ум должен использовать эти возможности во благо народа России».



 

Салем Халид Аль Касими, министр культуры и молодежи Объединенных Арабских Эмиратов отметил в ходе сессии: «У нас очень хорошие связи между Россией и ОАЭ. Есть сильные музыкальные традиции. ОАЭ привлекает лучших исполнителей из России. «Щелкунчик» популярен в Дубае, в Абу-Даби. Весь мир смотрит на российскую литературу. Это наследие, которое нужно преумножать, продолжая сотрудничество. Мне очень хочется, чтобы Россия всегда была участником мирового диалога, посвященного культуре и искусству».  

 

Для того, чтобы передавать знания молодому поколению, необходимо больше профессионализма в сфере обучения основам культуры и искусства. И это направление требует внедрения программ, ориентированных на подготовку в том числе молодых специалистов.



 

Надежда Преподобная, статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации во время круглого стола отметила: «Мы стараемся делать многое в части просвещения. И для этого есть разные инструменты. Например, «Пушкинская карта». Задача простая - заинтересовать ребенка, молодого человека, сделать так, чтобы ему хотелось приходить на мероприятия. Мы стараемся развивать детские школы искусств - их 5 тысяч по стране с учетом новых регионов. Мы развиваем разные объединения, например, «Волонтеры культуры» - это уже почти 370 тысяч человек по всей стране. В деле творческого образования очень важен контакт между учеником и мастером. Это огромная ответственность для педагога – помочь раскрыть талант, сопровождать его, не дать ребенку сомневаться, помочь ему увидеть свет, дать стимул. На стыке образования и личного контакта ребенка с педагогом и происходит воспитание личности. Важно, чтобы как можно больше людей имели доступ к проектам, которые могут повлиять на воспитание личности».



 

Роман Карманов, модерируя сессию, отметил: «Мы как Президентский фонд культурных инициатив обладаем знаниями о количестве реализуемых при нашей поддержке международных проектов. Нет ни одного среди них, который бы лишился своих участников. Люди приезжают участвовать вопреки позиции стран, где они живут, им важно прикоснуться к русской культуре и поддержать нас своим участием. Связи горизонтальные оказались важнее, чем государственные».



 

Фэн Литао, советник-посланник по культуре Посольства КНР в РФ, директор Китайского культурного центра в Москве отметил, что образ жизни людей формируется в результате взаимодействия с культурой. Она играет фундаментальную роль в формировании личности, менталитета, действий человека, его поведения. «Китай – страна с древней историей, ей не меньше 5 тысяч лет, предки китайцев создали великолепную культуру, яркая страница которой – конфуцианство. Интересно наблюдать, как культура одной страны может быть интересна в другой. В Москве мы провели мероприятие, которое связано с культурой чаепития. Был высочайший интерес. Чай, русский самовар – даже в контексте этой ассоциации можно долго рассуждать о том, в чем есть соприкосновения наших богатых культур».



 

Фэн Литао отметил, что русские песни очень любят в Китае. Так же, как любят и с удовольствием читают русскую литературу: Пушкина, Есенина, Ахматову, Достоевского, Шолохова. Или изучают русскую живопись, особенно ценя полотна Левитана, Шишкина, Сурикова. «Недавно в Китае выступил прославленный дирижёр Гергиев. Несколько тысяч билетов были проданы за 20 минут! Китайцы очень любят русские культуру и искусство», – отметил спикер, добавив, что важно передавать культурные ценности молодому поколению. Для этого годятся любые доступные способы: от телевидения и национальных танцев до соцсетей.

 

Сам круглый стол на ПМЭФ был организовн по инициативе Владимира Львовича Машкова и Светланы Юрьевны Орловой.

 

Владимир Машков, актер театра и кино; художественный руководитель Московского театра Олега Табакова в ходе сессии отметил, что крайне важно помнить, что будущее человека невозможно без его прошлого, именно поэтому нужно изучать историю. Ведь образование – это прежде всего о сознании. Для того, чтобы процесс обучения был эффективным, важно сочетать методики обучения. «Мне кажется, что, например, каждый театральный кружок в школе должен превратиться в театрально-психологический кружок. Он ведь создан не для того, чтобы все стали актерами. Развитие артистического склада характера, характера художника, творца своей жизни – вот что очень важно. Мы в школу Олега Павловича Табакова набираем ребят по всей стране после 9-го класса. Мы их собираем, они с первого же года выходят на профессиональную сцену. Я обратил внимание, что дети, молодые люди не боятся строгости,  они боятся лжи. Момент, когда видно, что наставник не уверен, не знает, не чувствует, что он хочет сказать – провал. Нам важно воспитать чувства молодого человека. И чувство любви к Родине, чувство патриотизма – они развиваются, это важно понимать».



 

Игорь Матвиенко, композитор, продюсер рассказал, что после долгого времени западного влияния следует изучить то, как развивали сферу культуры коллеги из арабских стран, в Китае. Там удалось сохранить традиции. Но без помощи государства, специальных обучающих программ не обойтись.

 

«Государство действительно нам активно помогает. И молодежь готова принять эту помощь. Мы с коллегами поехали на «Тавриду» и отобрали лучших людей там. Набрали группу и за год сделали из них популярных композитов. У нас уникальная форма обучения. Мы запустили конкурс «Автора!». Нам присылают песни со всей страны. За год наше сообщество выросло до 60 тысяч человек. А августе будет большой гала-концерта на Тавриде. Аналогов в мире этому проекту я не знаю».

 

Фатима Мухомеджан, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», завершая дискуссию, отметила: «Правильнее всего начать выстраивать систему работы с творческими идеями. Ее должно придумать государство. Оно слышит нас, когда мы приходим со своими инициативами. И именно так рождается та система, которая будет приносить пользу, привлекать бизнес, который будет готов вкладываться в культуру, в конкретных личностей».

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: