В ДК ВДНХ в Москве состоялся музыкально-поэтический вечер, посвященный творческому наследию поэта, композитора и актера Владимира Высоцкого. Событие прошло в рамках проекта «Баллада о Высоцком» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
«Баллада о Высоцком» — это проект, который посвящен жизни, творческому пути одного из выдающихся поэтов 20-го века и одного, наверное, из самых известных поэтов нашей отечественной литературы, который был верен ее традициям, и одновременно у которого родилось такое количество новых форм, новых направлений. <…> Мы считаем его поэтом, причем поэтом с самой большой буквы», — рассказала директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Панкова, выступая на мероприятии со вступительным словом.
«Знаете, я с коллективом «ПЕВЦОВЪ-ОРКЕСТР» играю целую программу, которая называется «Баллада о Высоцком», но я рад, что есть и такой просветительский поэтический проект, поскольку о Высоцком говорить нужно. Сейчас он абсолютно наш современник и я считаю, что он даже в чем-то классик. Некоторые его песни находятся вне времени совершенно и также актуальны, как были 40 лет назад», — отметил народный артист России, руководитель проекта, актер театра и кино, певец, музыкант, педагог, лауреат Государственной премии РФ Дмитрий Певцов.
Гости вечера смогли услышать уникальную интерпретацию стихотворений Высоцкого в прочтении народного артиста России Валентина Клементьева, голос которого знаком многим ценителям отечественной поэзии. Также для зрителей выступили артистка театра на Таганки Ирина Линдт и лауреат международных конкурсов певец Евгений Сорокин. Авторам программы удалось показать поэтическую панораму России конца ХХ века – показать роль Высоцкого во взаимосвязи с творчеством ведущих известных поэтов шестидесятников Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко, поэтов почвеннического направления – Николая Рубцова, Юрия Кузнецова, Николая Тряпкина. На мероприятии также прозвучали песни о войне, о мужественных людях разных профессий, лирические произведения, песни к кинофильмам, радиоспектаклям и театральным постановкам
«О Высоцком говорить трудно. Его слушать легко <…> Внешняя красота его песен — это, с одной стороны, плод глубочайшей работы над словом, над поэзией. Недаром Бродский называл его одним из величайших русских поэтов этого поколения. С другой стороны — это работа над интонацией ритма, темпа песни», — поделился легенда советского рока, музыкант и журналист-культуролог Олег Сакмаров.
«Нужно сказать, что главной темой Высоцкого была Россия. Он мог уехать из России, ему задавали эти вопросы: «а почему он остается здесь?», «а может там ему там предлагаются лучшие условия?». Конечно, это можно было предположить, потому что его женой была мегапопулярная французская актриса, звезда мирового уровня. Но Высоцкий отвечал, как правило, тем, что для него Россия — это все: «Без России и без зрителей, без слушателей я жить не могу». Мне бы хотелось сказать о том, что очень много говорят о патриотизме, а здесь нужно просто хорошо послушать Высоцкого, познакомиться с его творчеством, чтобы понять, что патриотизм — это внутреннее качество человека, это устройство его души», — заключила Панкова.
Сам Владимир Высоцкий обозначил свою задачу в стихотворении, которое было прочитано в самом начале вечера:
«Здесь такой чистоты из-под снега ручьи.
Не найдешь, не придумаешь краше.
Здесь цветы, и кусты, и деревья – ничьи,
Стоит нам захотеть – будут наши.
Если трудно идешь, по колено в грязи
Да по острым камням, босиком по воде по студеной,
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный,