Ничего не найдено. Попробуйте изменить запрос.
Войти
3 июля 2023
0 просмотров

На Российской креативной неделе обсудили, как воспитывать грамотных специалистов в сфере креативных индустрий

АВТОР СТАТЬИ

Абаева Анастасия Ивановна


Кадры и нестандартный подход: как воспитывать грамотных специалистов в сфере креативных индустрий?


3 июля в рамках Российской креативной недели в Москве прошла пленарная дискуссия, посвященная вопросам изменения образовательных подходов при подготовке специалистов для креативных индустрий. В дискуссии приняли участие: генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор департамента государственной политики в сфере профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин, старший консультант Odgers Berndtson Russia Леонид Коен, директор Академии iSpring Татьяна Галкина, партнёр компании «Плющев и партнеры» Дмитрий Плющев, а также модераторы: генеральный директор группы компаний «МЕРА» Игорь Потапов, руководитель школы управления «Сколково» Александр Ким и член Совета директоров «Абсолют Банк» ПАО Татьяна Ушакова.


Как должен измениться образовательный процесс, начиная от этапа базовой школы до университета под воздействием тенденций к полной автоматизации рутинного труда и базовых творческих компетенцией? Должны ли компетенции управленца в креативных индустриях формироваться еще в школе? Как расширить компетенции зрелых отраслевых специалистов, добавив к их неоспоримым техническим и научным навыкам умение понимать клиента и рынок? На эти вопросы постарались найти ответы в ходе обсуждения.

Открыла встречу член Совета директоров «Абсолют Банк» ПАО Татьяна Ушакова. Она привела статистику, согласно которой с 2012 года интерес школьников 13-14 лет с IT и госструктур сместился в сторону креативных индустрий и предпринимательства. На вопрос о том, чем вызвано такое резкое изменение, ответил руководитель школы управления «Сколково» Александр Ким: «Это отражение тренда и влияние того, что креативные индустрии сейчас на виду и активно развиваются. Это формирует образ желаемого результата в будущем».

Александр Ким также добавил, что управление в сфере креативных индустрий, наряду с другими сферами, имеет свою специфику. Несмотря на это, есть общая база, которую нужно знать всем. Речь идет о мотивации, функциях контроля, подготовке персонала и планировании. Стоит отметить закономерность. Представители креативных индустрий часто предлагают важные и интересные проекты, но не могут их должным образом проработать и, напротив, люди технических профессии отлично делают планирование, но в нем нет той творческой искры, которая придает проекту ценность. В связи с этим возникает вопрос: когда следует начинать готовить людей к работе в креативных индустриях и обучать проектному мышлению?


Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ прокомментировал: «Безусловно, важно уже в школе знакомить детей не только с креативными индустриями, а в целом с различными сферами, в которых можно строить карьеру и развиваться. Когда мы говорим о профессиональной ориентации, то это должна быть не только профнавигация, но и информированность». Спикер отметил также значимость среднего профессионального образования, которое дает конкретные профессиональные навыки. Этот уровень предполагает большое количество практических часов, что помогает нарабатывать реальные навыки. Поэтому сейчас на базе колледжей был запущен проект, предполагающий появление колледжей креативных индустрий. На данный момент такие образовательные организации существуют в семи субъектах страны: Республика Саха (Якутия), Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Кемеровская область, Красноярский край, Калининградская область и Удмуртская Республика.


Генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала» Максим Киселев высказал свое мнение о том, когда нужно определяться с будущей специальностью: «Как показывает практика, большинство выпускников российских вузов не идут работать по специальности. Так складывается, что в школьном возрасте ребята не очень понимают, что им выбрать. Этот спектр видения нужно расширять уже на школьном этапе».

Максим Киселев отметил, что у них на эту тему есть проект – добровольно-квалификационный экзамен. Сейчас в нем участвует 640 вузов страны, экспертами являются работодатели – лидеры рынка. Там представлены и креативные индустрии. Студенты при успешном прохождении экзаменов попадают на стажировку в компании экспертов.


Александр Ким назвал самый главный вызов, который сейчас стоит перед управленцами в сфере креативных индустрий: «Вызов – это управление и работа с внешней средой. Это умение адаптироваться к изменениям парадигмы развития, готовность к неопределенности. Такой навык нужно развивать к себе и учить этому свою команду, транслировать уверенность в завтрашнем дне».


Как воспитать созидательного человека? Как сформировать креативную среду в организации в нынешней реальности? На эти вопросы ответил партнёр компании «Плющев и партнеры» Дмитрий Плющев: «Моя компания занимается стратегическим дизайном. Проектируем то, как устроены различные сервисы в разных сферах. Мы остро чувствуем проблемы рынка труда, в частности есть нехватка творческих ребят. Сейчас важнее всего быть людьми. С детства мы учимся бережно относится к себе и окружающей природе, выражать себя. Это и есть среда. Если человек не боится ошибаться и идет на эксперименты, то он вырастает более свободным и творческим. Чтобы привлечь креативного профессионала в команду нужны по-настоящему вдохновляющие идеи. Назову пять основных принципов, которые помогают привлекать талантливых ребят: эмпатия, эксперименты, принцип истории, принцип итераций, принцип метрик и измеримости».


Где искать деньги на свои задумки и проекты? Как из идеи вырастить успешный стартап при условии, что бизнес не любит риски? И есть ли достойные идеи, которые способны вырасти в России? На эти вопросы ответил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов: «Хочу отметить, что сейчас развитие креативных индустрий только в начале своего пути. Сектор формируется. Для того, чтобы получить деньги на свой проект от Президентского фонда культурных инициатив, нужно обладать навыками проектирования, а не только креативного мышления. В перспективе лет через 5 появится плеяда талантливых организаторов, которые будут приходить не только с идеей, но уже с оформленным проектом. У нас на сайте сейчас зарегистрировано свыше 120 тысяч команд. Из них 56 тысяч — подали заявки, и 6 тысяч получили грант. Идеи есть и неплохие, но часто они недостаточно проработанные. Сегодня в поддержку творческих инициатив нужно включаться и бизнесу, Фонд обладает базой бизнес-проектов. Инвесторов, готовых вложить средства в проекты уже зарекомендовавших себя команд, мы готовы знакомить с теми, кто сегодня развивает творческие сферы, превращая свои идеи в бизнес».

 Существует миф о том, что в креативных индустриях работают только гуманитарии, но сейчас становится все более очевидно, что креатив присутствует и в техническом секторе. Генеральный директор группы компаний «МЕРА» Игорь Потапов подтвердил эту точку зрения: «Да, в нашей компании больше технических специалистов. Но все они говорят, что логика при этом должна стоять на службе у интуиции. Если мы говорим о полноценно развитом человеке, в нем должны быть оба этих фактора. Групповое обучение, личностная трансформация, согласованные цели – это общие критерии, по которым мы работаем. Два важнейших навыка для нас – вовлеченность и интеграция. Это лучше всего происходит в команде, где должна быть безопасная среда, которая подразумевает отношение друг к другу как к человеку, а не как к роли».


Старший консультант Odgers Berndtson Russia Леонид Коен, как представитель сферы креативных индустрий, описал ситуацию на рынке труда и высказался о том, какое место там сейчас занимают люди креативных профессий: «Я бы сказал, что спрос на креативность и умение нестандартно мыслить есть во всех сферах. В России сейчас высокий спрос на SEO-специалистов, генеральных директоров, управленцев. Кроме того, много стриминговых сервисов ушло с рынка, и это открыло возможности, связанные с кино, музыкой, играми. Везде требуются люди, которые обладают креативным мышлением».


Также спикер сессии отметил важные компетенции для управленцев в творческих индустриях: креативность, гибкость, управление талантами, стратегическое мышление, работа с технологиями. Он выразил мнение о том, что техническое и гуманитарное образование важны в равной степени. В креативных индустриях нет четких критериев. Там ценится микс. Один человек должен быть разносторонне развит.


В завершение дискуссии каждый из выступающих назвал, какие из достижений России сейчас вызывают особый повод для гордости. Была отмечена сфера онлайн-продаж, в которой наша страна за последний год сделала громадный шаг вперед. Кроме того, хорошая база неформального образования, которая с высокими темпами нарабатывается, и вместе с этим растет количество квалифицированных профессионалов в сфере креативных индустрий. Также предметами для гордости стали изобретения, в частности двигатели для самолетов; игры; индустрия развлечений и онлайн-образование, в которых мы сейчас тоже задаем тренд для всего мира. Наконец, отметили активность авторов творческих проектов. В связи с попытками отмены русской культуры и ухода многих иностранных компаний креативный сектор начал развиваться более высокими темпами. 

0 просмотров

Оставьте мнение о нашем новом сайте, оно очень важно для нас!

img

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей Фонда: