Одна из сессий второго дня Российской креативной недели — Дальний Восток 2023 — панельная дискуссия о развитии необходимых компетенций, создании региональных продюсерских центров. Как сформировать команду для успешного проекта и удержать ее в родном регионе?
На внимание к людям и человеческому капиталу страны обратил внимание генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. «Активные, пассионарные творческие люди определяют повестку, они сами задают вопросы и ищут на них ответы, хотят делать жизнь в регионе интереснее. Лидеры команд есть в любом проекте, часть из них ищет возможности для развития творческой инициативы и команды, и многие подавали заявки на гранты, другая часть — рассчитывает только на свои силы. Сегодня наша основная задача — найти креативные команды, мотивировать их к участию в конкурсе, дать понять, что ПФКИ создан именно для них. Созданы все возможности для создания собственных брендов, продукции, креативных проектов в регионах, призываю использовать их!». Спикер отметил важность создания при поддержке Фонда системных проектов, которые объединяют вокруг себя творческие сообщества, приведя в пример анимационный кластер Хабаровского края и международный фестиваль «Анимур», а также онлайн-платформу «Киноконструктор».
Что делать регионам, где лидеры сообществ не проявляются? Приглашать специалистов или взращивать молодежь на местах? С этим вопросом помогла разобраться советник губернатора Камчатского края Татьяна Журавлева: «Конечно, хорошо, когда лидеры сообществ — местные, они знают особенности региона и им больше доверяют. Но нужно привлекать специалистов из других регионов, чтобы обмениваться опытом и повышать насмотренность. Есть в регионах концепция «свой-чужой», когда местные люди воспринимаются приглашенными специалистами как временные люди, которые «создают среду не для себя». Хороший формат, отметила спикер — создание резиденций, когда приглашенные специалисты по несколько месяцев работают с местным сообществом.
Александр Черников, директор АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий», рассказал об эффективной работе института с точки зрения поддержки креативных людей и помощи в запуске их проектов. «В первую очередь мы боремся за человеческий капитал, в итоге должны получить меньший отток людей из региона. Мы выстраиваем работы по нескольким направлениям, среди которых — обязательный аудит и продюсирование».
Вопрос о создании бренда региона через развитие гастрономии подняла Мария Ракуса, сооснователь Rakusa Group. Она отметила необходимость обращения внимания на эту сферу, в которой кроется туристический потенциал, плюс на сложности организации этого бизнеса на местах — в частности, при организации фестивалей многие сталкиваются с вопросами логистики, поставки продуктов. Подобные проекты должны поддерживаться правительством на местах, подвела итог выступления Мария Ракуса.
Говоря об образовательных процессах, Саргылана Игнатьева, ректор Арктического государственного института культуры и искусств, отметила, что «образование не может выстраиваться без эффективно выстроенной системы». В Якутии, например, уже давно существующий традиционный вуз культуры и искусства перестраивается и в будущем должен стать современным институтом развития креативных индустрий.
«Выход для регионов — конкурентный продукт, который может создать только креативные люди. На Дальнем Востоке творческих потенциал безграничен. Креативные индустрии могут создать только креативный взгляд на все процессы», — отметила Марина Соколова, директор Приморского филиала Президентской академии.
Вторая крупная сессия, прошедшая на полях Российской креативной недели во второй день проведения мероприятия, — «Окно в Азию для российской анимации». Один из проектов, успешно развивающихся на Дальнем Востоке при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, — анимационный кластер Хабаровского края, а также Международный фестиваль анимационного кино «Анимур» как экосистема для концентрации талантов. Эксперты отметили, что «Анимур» – перспективное дальневосточное событие с международным статусом, объединяющее творцов и деловое сообщество анимационной индустрии Дальневосточного региона, запада России и стран АТР на востоке России.
Какие сегодня нужно создать условия для продвижения и популяризации отечественных анимационных продуктов на рынок, в том числе международный? Как обеспечить конкурентоспособность экономики региона и привлекательность для квалифицированных творческих кадров и предотвратить отток талантливой молодежи?
«Культура сегодня — далеко не на последнем месте, она важна с точки зрения федеральной и региональной повесток. Сегодня большое внимание уделяется в том числе созданию инфраструктуры. Анимация, в моем понимании, это окупаемые вложения, и мер поддержки для сферы сегодня уже достаточно много, — прокомментировала развитие отрасли Эльвира Нургалиева, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. — Если вы видите, что нужно сделать, но этого еще нет, скажите нам, мы открыты».
О том, как развивается анимация на примере одного из регионов Дальнего Востока, рассказал министр культуры Хабаровского края Юрий Ермошкин. Важно, что сегодня к поддержке подключились как региональные органы власти, так и институты развития, грантооператоры. «Очень важно образование детей, это вклад в будущее и отрасли, и региона, это — будущие сотрудники как «Мечталета», так и других анимационных студий. Мы поддерживаем создание фильма о Невельском», — отметил министр культуры Хабаровского края. Он также отметил, что регион привлекает федеральные средства для развития сферы, в этом году открывается школа креативных индустрий, к 2025 году планируется открытие представительства ВГИК. Юрий Ермошкин также поблагодарил ПФКИ за оказанное содействие в развитии культурного пласта региона.
О том, как заветная идея стала реальностью рассказала Александра Дубовская, директор фестиваля «Анимур», председатель Совета Хабаровской краевой общественной организации «Развития анимационного искусства в Хабаровском крае»: «Два года назад была получена поддержка на реализацию мечты — создание в Хабаровском крае анимационного кластера, который положил начало большого пути, мы хотим, чтобы наш край стал столицей анимации Дальнего Востока. Уже сделано многое, получена поддержка и органов власти, и ПФКИ. Это требует демонстрации успехов наших воспитанников, а этом смысле фестиваль дает возможность собрать молодых творцов, они тут знакомятся, они участвуют и в создании самого фестиваля — от заставок и логотипов до проведения мастер-классов». По словам Александы, это формирует Тихоокеанский стиль российской анимации, который должен быть выведен на международный уровень. Кроме того, такая работа формирует зрительскую культуру дальневосточников.
«Что для меня есть Анимур? — с такого вопроса начал речь Илья Кузнецов, соучредитель студии анимации «Мечталет». — В 2018 году мы с Виталием Теном (соучредителем студии) думали, как будем развивать студию и анимацию на Дальнем Востоке, и поняли, что работа должна быть комплексной. Просто научиться делать мультики — это мелко, мы хотели выходить на весь мир. «Анимур» — это культура, образование, производство и бизнес. При статусе анимационной столицы должно быть крупное событие, на которое будут приезжать все заинтересованные для обмена опытом и лучшими практиками».
Гендиректор Президентского фонда культурных инициатив отметил, что представители отрасли участвуют в грантовых конкурсах ПФКИ. Они узнали, что могут получить гранты и пользуются этой возможностью. За 8 конкурсов 327 проектов уже поддержано на общую сумму свыше 1,2 млрд рублей. «Эти деньги влились в развитие отрасли в регионах. Мы работаем с инициативами людей, рассматриваем заявки. При реализации анимационного кластера, дети, отучивались, придут работать в студии Хабаровского края. И это важно, потому что люди на местах получат возможность самореализации и не будут думать о переезде в другие регионы. Отмечу, что творческий человек с командой, внутренним пониманием, что они справятся с проектом, с хорошо продуманной идеей, обязательно получит финансирование и поддержку».
О том, как развивается сегодня одна из крупнейших анимационных студий страны «Союзмультфильм», рассказал руководитель мастерской продюсирования мультимедиа ВГИК, директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев: «Союзмультфильм» — студия, у которой нет опыта простой жизни, 7 лет назад у нас было название и здание, но не было новых проектов и команды. Сейчас — это не просто студия, производящая кино, мы выполняем социальную миссию. Культура растет только в стабильных условиях, а она где-то между бизнесом и социальной поддержкой. Мы активно взаимодействуем с 18 регионами, помимо Москвы, работаем со студиями, чтобы в будущем у нас появились совместные проекты».
На сессии прозвучали выводы, что сегодня важно воспитывать квалифицированного зрителя. Это и образование, от детских студий до профильного высшего, и предоставление равных шансов на трудоустройство. Нужны и льготы для тех, кто работает в отрасли. Развитие бизнес-среды на Дальнем Востоке, отметили спикеры, необходимо для аккумулирования ресурсов и выхода на новые рынки.