В Санкт-Петербурге открылся IX международный культурный форум. В рамках события с 16 по 18 ноября ведущие деятели культуры, руководители крупнейших культурных организаций страны и мира, ведущие эксперты, а также представители бизнес-сообщества и органов государственной власти будут обмениваться идеями, обсуждать тенденции и актуальные вопросы развития современной культурной среды. Архитектура деловой программы будет состоять из трех блоков: «Познание истории через культуру»; «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры» (его курирует Президентский фонда культурных инициатив и лично генеральный директор Фонда Роман Карманов), а также «Традиционная культура как фундамент построения цивилизованного общества».
Перспективы внедрения новейших технологий в культурные пространства обсудили на очередной сессии Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Ее ведущей стала заместитель главного редактора МИА Россия сегодня, курирующая VR/AR проекты, Наталья Лосева.
Участниками дискуссии стали заместитель директора по научно-просветительской работе Государственного исторического музея Екатерина Клюкова, генеральный директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко, шеф-сценарист VR/AR, МИА Россия сегодня Артем Буфтяк, режиссёр VR-спектакля с рабочим названием "Я убил царя" в Государственном театре Наций Михаил Патласов, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Харитонова, генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин, ученый секретарь Центра INFLIBNET Манож Кумар Куликэнди (Индия), исполнительный директор АЛРИИ Вячеслав Береснев, журналист по технологиям и финтехнологиям в BusinessDay Media Чинве Пис Майкл.
Спикеры встречи обсудили, как современная культура использует новые медийные технологии для привлечения молодежи и тех, кто не приходит в «традиционные» пространства. На встрече рассмотрели новые возможности для художественных высказываний в музее, театре, кино, а также современный способ коллабораций с медиа. Причем спикеры озвучили не только позитивные стороны, но и предполагаемые риски.
«Для любого музея критически важно соблюсти историческую достоверность. Мы очень заинтересованы в том, чтобы разрабатывались новые медийные форматы, потому что это востребовано молодежью. Нам важно, чтобы это была не полностью развлекательная история, чтобы контент нес образовательную функцию, чтобы мы могли показывать историю живо, но достоверно. Эта тема на стыке IT, журналистики, истории, и в целом, то, что на высоком уровне делает медиагруппа «Россия сегодня», я считаю лучшим проявлением креативной индустрии. Это то, что нужно нашей стране развивать. Хотела поблагодарить ПФКИ и лично Романа Карманова, который поддерживает такие проекты, как, например, «Крузенштерн. Кругосветка «Надежды», — рассказала замдиректора по научно-просветительской работе Государственного исторического музея Екатерина Клюкова.
«Проекты, которые РИА Новости имеют возможность создавать для музеев и выставочных пространств — продолжение парадигмы взаимообогащения «культурной» и «медийной» аудиторий. Мы видим в этом точку слияния медийного и культурного пространств, и сочетание классического нетленного содержания и ультрасовременных приемов, выглядит естественным. Сегодня нет антагонизма между традиционными приемами и инновациями, и агентство помогает партнерам, сохраняя базовые академические ценности, говорить с самой молодой аудиторией неожиданно высокотехнологичным и современным языком», — отметила Наталья Лосева.
Отдельное внимание уделили VR как пределу иммерсивности, когда куратор или режиссер погружает аудиторию в самое сердце сюжета, делая его непосредственным участником.
«VR и AR решения для музеев и театров дают новые привлекательные инструменты для взаимодействия с аудиторией, для погружения в контент, для рассказа истории. Когда вместе с кураторами или режиссерами работают VR-журналисты, получаются проекты, ради которых аудитории хочется вернуться и пережить опыт, который им недоступен в обычной жизни, которым хочется делиться с друзьями», — поделился шеф-сценарист Артем Буфтяк.
«Искусственный интеллект, если активно его внедрять на уровне госполитики, может повысить вовлеченность людей, приобщить их к культуре. ИИ — это важный инструмент, который может стать инструментом экспорта российской культуры в мир», — подчеркнул исполнительный директор АЛРИИ Вячеслав Береснев.
IX Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября после трехлетнего перерыва. Культурный форум, который организуют правительство РФ, Министерство культуры РФ и правительство Санкт-Петербурга, признан событием мирового уровня. В нем ежегодно участвуют тысячи экспертов в области культуры со всего мира: выдающиеся деятели театра, оперы и балета, режиссеры и музыканты, общественные деятели, представители власти и бизнеса, академического сообщества.